Телефоны

По общим вопросам
4212 30-99-80, 30-66-17

Реклама
4212 79-44-92

Факс
4212 30-99-80


Адрес редакции

680000, г. Хабаровск,
Уссурийский бульвар, 9-а
Схема проезда

Кочевая звезда эвенка

Документальный фильм о традициях древнего кочевого народа Севера сняли жители Аяно-Майского района. С каждым годом именно кочевых эвенков здесь становится всё меньше и меньше. А началось всё с советских времён, когда власть стала бороться с неграмотностью граждан, объявив всеобуч. Тогда дети кочевников стали изыматься из семей. Но после окончания учёбы в специализированных интернатах, где они проводили десять лет, посещая родителей только на каникулах, подростки уже не стремилась возвращаться назад, в тайгу.
Так происходит и по сей день, поэтому желающих сохранять заветы предков среди коренных народов Хабаровского края становится с каждым десятилетием всё меньше и меньше. Многие, в том числе и эвенки стали оседлыми, образов поселения. Лишь единицы до сих пор не мыслят свою жизнь без оленей и леса.
Авторы фильма решили показать быт современных эвенков – кочевников, отправившись этим летом в глубь северной тайги на поиски семьи оленеводов. Предварительно нарисовали предполагаемый маршрут, и, наивно надеясь на то, что по прямой быстро отыщут эвенков, снарядились в дорогу. Однако на деле путь к цели оказался тернистым.
О своих приключениях и открытиях рассказал житель Аяно-Майского района, автор фильма Андрей Карамзин.
Не по плану
Уже в начале пути в планы путешественников вмешалась его величество природа. Вместо запланированных 240 км, на катере по Охотскому морю получилось проехать на 100 км меньше.
– Что поделать? Охотское море очень сложное. Дальше нам пришлось топать пешком около 30 км. Если бы не старатели, которые случайно проезжали на машине по проложенной ими же дороге, неизвестно сколько нам пришлось бы добираться до места. На свой страх и риск они подобрали нас, а ведь сами посудите, мало ли кто может выйти из леса, – начал рассказ собеседник.
Добравшись до точки, где по всему должна была быть эвенкийская стоянка, киношники увидели лишь следы оленей да остатки кострища. Пришлось по следам догонять кочевников пешком по марям и болотам, отбиваясь от полчищ гнуса и борясь с усталостью. Два дня длилось это изнуряющее пешее приключение. На третьи сутки экспедиция наконец-то завершилась. Путешественники вышли к большой поляне, где виднелись белые бока оленей, шатёр и дым.
Оленные люди
– Мы очень обрадовались встрече, а эвенки, напротив, отнеслись к нам сначала настороженно. Оленным людям сложно было поверить, что кто-то по собственной воле пришёл к ним в самую глушь – за 300 километров от посёлка, с добрыми намерениями.
Доверие кочевников чужаки получили только после того, как главный оленевод семейства Андрей признал в авторе фильма своего бывшего классного руководителя.
– Вот такая неожиданная встреча получилась через тридцать лет, – продолжает Андрей Карамзин. – Когда мы окунулись в кочевую жизнь вместе с героями нашего фильма, оказалось, что «Надежда на удачу завтрашнего дня» – не просто красивая фраза, придуманная для проекта. В ней отражена суть кочевой жизни эвенков. Они, в основном, охотники, а олени для них – всего лишь транспортное средство.
Неверно думать, что оленеводство – главное в жизни коренных народов Аяно-Майского района. В далёком прошлом эвенки никогда не держали много оленей – 100, 200 голов, не больше. В основном они добывали дикое мясо, пушнину, а потом меняли добычу на другие товары, в том числе и продукты.
Ведь в нашем районе природные условия такие. Мари, болота практически везде, поэтому без оленя здесь передвигаться невозможно. Благодаря такому союзу народ освоил очень большую территорию Сибири и Дальнего Востока – от Оби до Магаданской области. Кочевники до сих пор, как говорится, идут за оленем. Все свои желания они формируют исходя из потребностей животных: идут туда, где есть корм для них, охраняют от хищников. Весь цикл кочевья формирует круг. Летом люди идут ближе к горам. Там меньше овода, комаров и больше еды. Зимой с гор спускаются и уходят глубже в тайгу – где больше снега и не так суров климат.
Однако дети кочевников Андрея и Ирины, Алик и Савелий, которые лето проводят с родителями в тайге, с гордостью показывали нам собственных оленей. Они не просто называют их своими. Вместе с собственностью, к ним приходят и обязанности. Десятилетний Алик уже вполне по-взрослому управляется со своими животными.
Савелий, которому всего три года, поразил меня больше всего. Он проводил экскурсию по стаду. Рассказывал, где кормятся животные, где пьют воду. Где можно набрать мох для дымокура (только он спасает от комаров). Пробирался малыш среди взрослых оленей к маленьким, смело распихивая и раздавая им тумаки.
С братом Аликом он участвует во всех мероприятиях кочевой жизни. В идеале должно быть именно так – взрослые занимаются хозяйством, а дети постоянно крутятся рядом. Это и называется преемственность. Иначе, как маленькому человеку полюбить дело своих родителей? В интернате этого не произойдёт, а в тайге дети заняты целыми днями и им некогда скучать. Все игры их тоже связаны с кочевьём, а гаджеты лежат без дела в палатках.
Йогурт вручную и намы
Пусть теперь кочевники используют в своём быту всё чаще современную утварь и носят не только халаты из оленьих шкур, однако без опыта и кочевого снаряжения предков даже в XXI веке ни один эвенк в тайге не обходится.
– К примеру, детское седло или намы, для оленя. В семье хранится ещё то, в котором вырос сам Андрей. Да, оно перенесло уже не один ремонт, но свято хранит родовое клеймо. Теперь в нём передвигается младший сын семьи. Со времён предков сохраняют кочевники и бережное отношение к лесу, к национальным традициям. Так, по поверью, детские намы нельзя отдавать в музей. Это одна из нитей, связующая поколения. Они тоже – закон преемственности, который был когда-то нарушен.
Кому-то эти люди могут показаться дикими, но на самом деле они владеют большими навыками, чем мы, живущие в комфорте и уюте. Вот, к примеру, без бытовой спецтехники, хозяйка чума Ирина, пользуясь всего лишь венчиком, ещё бабушкиным, делает из оленьего молока йогурт. Он очень вкусный и по всему видно – калорийный.
Романтики леса
До сих пор аборигены северного района, продолжатели кочевья предков обращаются к духам тайги с просьбами послать им удачу, и духи отвечают. Однако этот народ нуждается и в поддержке властей. Это разве хорошо, что на огромной территории Аяно-Майского района кочует сейчас всего три эвенкийские семьи. Они уцелели не благодаря, а вопреки…
А ведь ещё 100 лет назад их было в десятки раз больше. Существовали даже целые династии кочевников. Нужно сделать всё, чтобы возродить былую численность оленеводов-кочевников.
Эвенки большие романтики, но только они могут глубоко чувствовать природу и не мешая ей, вести хозяйство. Именно они могут сохранить этот хрупкий мир для других поколений.
Ксения Горбунова
Фото предоставлены Андреем Карамзиным.

Надежда на удачу завтрашнего дня издревле была путеводной звездой скитальческой жизни эвенка.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика